[image: image1.png]


                                                                             Международный Фонд защиты                                                                                                                                    

                                                                 свободы слова «Адил соз»

Мониторинг

нарушений свободы слова в Казахстане

в октябре 2012 года

В октябре 2012 года мониторинг нарушений свободы слова фонда «Адил соз» зафиксировал 87 сообщений. Среди них:

· Главному редактору жезказганской «Молодежной газеты» Берику Жагипарову снова угрожают;

· Газеты «Голос республики» и «Взгляд»  потребовали исключить из приговора по делу «Козлова» ложные сведения «об экстремистском характере деятельности» этих изданий;

· Апелляционная инстанция Акмолинского областного суда оставила оправдательный приговор в отношении журналиста Оксаны Матасовой без изменений;

· Начальник Департамента агентства РК по регулированию естественных монополий по Алматинской области Турсынбай Галинов требует взыскать с собственника газеты «Вечерний Талдыкорган», главного редактора  издания и ОЮЛ «Объединенные ассоциации предпринимателей»  20 млн. тенге солидарно в счет возмещения морального вреда. 

Всего с начала года СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации предъявлены 16 обвинений в уголовном порядке, 79 претензий и исков на сумму 4 млрд. 423  млн. 950 тысяч тенге.

Содержание

I. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ
2
1.  Угрозы в отношении граждан, журналистов и СМИ
2
2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
3
3. Нарушение прав СМИ на свободу слова и творчества
3
4. Нарушение права на распространение СМИ
4
5. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации
4
6. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации
8
7. Прекращение выпуска СМИ
9
8. Приостановление выпуска СМИ
9
9. Воспрепятствование свободному получению и распространению информации
9
10.  Нарушение порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ)
10
11. Сообщение СМИ ложных сведений (ст. 347 КоАП РК)
10
12. Необоснованные ограничения доступа к веб-сайтам
11
II. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СМИ И ГРАЖДАНАМ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ
11
1. Обвинение в клевете (ст. 129 УК РК) и оскорблении (ст. 130 УК РК)
11
2.  Требование о приостановлении деятельности СМИ
12
3. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений
12
4. Требования и иски о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации мнений, убеждений и оценочных суждений
17
5.  Обвинения в нарушении Закона РК «Об авторском и смежных правах»
18
6. Обвинения в нарушении журналистской этики
18
7. Обвинение в нарушении закона РК «О телерадиовещании»
18
III. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
19
1. Общественно-политические события, 
определяющие развитие ситуации со свободой слова
19
2.  Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
22
определяющие правовое положение средств массовой информации 
22
3. Действия в защиту гражданских и профессиональных прав СМИ и журналистов
24
4. Требования и иски СМИ и журналистов о защите своих гражданских и профессиональных прав  
25
4.1. Требования о признании действий или бездействий должностных лиц незаконными 
26
4.2. Требования о защите деловой репутации
26
4.3. Требования о привлечении к ответственности за непредоставление информации
27
4.4. Требования о привлечении к ответственности за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
27



I. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

1.  Угрозы в отношении граждан, журналистов и СМИ

Октябрь, 16

Берик Жагипаров, «Молодежная Газета» (г. Жезказган)

Главный  редактор жезказганской «Молодежной Газеты» Берик Жагипаров сообщил о поступивших в его адрес угрозах. По словам  Берика, одному из его хороших знакомых позвонили из силовой структуры и попросили передать, что журналисту лучше прекратить его деятельность. В противном случае «15-суточный арест для него станет невероятным благом». 

Ранее, 12 октября,  Жагипаров  выступил в интернете с заявлением, в котором информировал общественность, что против него возможна провокация со стороны силовиков. На этот случай он сообщает, что  наркотики не употребляет и огнестрельного оружия не имеет. Он также подчеркнул, что на него оказывается давление - неизвестные молодые люди круглосуточно следят за ним, интересуются им и его профессиональной деятельностью.  

Все эти акции запугивания Берик Жагипаров связывает с тем, что газета, где он является главным редактором, поднимает острые вопросы, среди которых и проблемы земляков, чьи дома оказались затопленными во время последнего наводнения,  сложности, возникающие  в  подразделении корпорации «Казахмыс», и другие резонансные темы.

Это не первый случай, когда на главного редактора «Молодежной Газеты» оказывается давление. В апреле 2011 года неизвестный по телефону угрожал Жагипарову расправой и требовал закрыть газету. Тогда журналист обратился с заявлением в УВД  Жезказгана. Через месяц Берику Жагипарову сообщили, что номер телефона, с которого звонил неизвестный, не зарегистрирован, и что дело по его заявлению, скорее всего, закроют, так как больше ничего не смогут сделать. 

Октябрь, 12

socialismkz.info (г. Алматы)

Редакция сайта socialismkz.info готовила публикацию о конфликте между бывшей сотрудницей холдинга «ОрдаМед Казахстан» Ольгой Демченко и холдингом. Для полного освещения событий журналисты обратились к представителю компании, защищающей интересы холдинга в суде. Однако вместо ответов редакция услышала угрозы подачи судебного иска «за нанесение ущерба деловой репутации».

2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

Октябрь, 01

Надежда Ковальская, Николай Соловьев, «Наша Газета» (г. Костанай)

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Надежда Ковальская и фотокорреспондент Николай Соловьев 1 октября приехали на АЗС «Мунай онимдери», где в эту ночь произошел пожар. Мужчина в штатском, находившийся на месте пожара, попытался воспрепятствовать деятельности журналистов: запрещал снимать, ссылаясь на то, что АЗС — частная собственность, а он — ее владелец. Мужчина представиться не пожелал, но пригрозил отобрать фотоаппарат, если корреспонденты будут продолжать фотографировать место происшествия. Журналистам удалось отснять нужные материалы.

Октябрь, 10

Ольга Воронько, «Наша жизнь» (г. Павлодар)

10 октября корреспондент газеты «Наша жизнь» Ольга Воронько попыталась сфотографировать фасадную часть здания акимата Павлодарской области, но была остановлена полицейскими. С поста, расположенного в вестибюле, вышел сотрудник полиции и потребовал, чтобы журналист проследовала за ним. На посту он и еще двое полицейских стали расспрашивать Воронько, для каких целей она вела фотосъемку, требовали предъявить им сделанные снимки. Когда Ольга отказалась им подчиниться, полицейские заявили, что она не имеет права фотографировать охраняемый объект, сославшись на внутреннюю инструкцию руководителя аппарата акима области. В итоге, после консультаций полицейских с аппаратом акима, Ольгу Воронько отпустили. 

Октябрь, 30

Азиз Мурзабаев, ТК «Отырар» (г. Шымкент)

Сотрудники компании «КазТрансГазАймак» запретили корреспонденту телекомпании «Отырар» Азизу Мурзабаеву снимать их работу. Инцидент произошел на обочине центрального парка со стороны улицы Туркестанской  в Шымкенте. Журналист готовил материал об аварии газопровода на этом участки дороги. 

Вместо ответов на вопросы о произошедшей аварии один из газовиков набросился на журналиста в попытке воспрепятствовать съемке и забрать отснятый видеоматериал. Руководство «КазТрансГазАймак» пока никак не прокомментировало, чем была вызвана такая неприязнь к сотрудникам СМИ. 

3. Нарушение прав СМИ на свободу слова и творчества

Октябрь, 23

Милана Гузеева, «Время» (г. Семей, Восточно-Казахстанская область)

Собственный корреспондент газеты «Время» в г. Семее Милана Гузеева обратилась со страниц газеты к  акиму Семея Айбеку Каримову. По словам журналиста, после вступления А. Каримова в должность чиновники начали вызывать на беседу в акимат героев ее критических статей, касающихся благоустройства города и проблем, с которыми сталкиваются горожане. В беседе у них интересовались: «Может, журналистка переврала ваши слова, передернула факты, поставила все с ног на голову? Если так, пишите на нее жалобу!». После отрицательного ответа граждан пытались вразумить: «Власти так много делают для города, а вы видите только негатив! Это непатриотично!».

4. Нарушение права на распространение СМИ

Октябрь, 01

СМИ Костанайской области

Аким Костанайской области Нуралы Садуакасов предложил «изживать практику» принудительной подписки на печатные издания: «Газеты сами должны становиться интересными для того, чтобы их выписывали». Об этом он заявил на аппаратном совещании в областном акимате после отчета директора Костанайского областного филиала АО «Казпочта» Образбая Абаева.

Поводом для заявления послужили жалобы жителей Костанайской области. Садуакасов сообщил, что из сел поступают письма от учителей и другой сельской интеллигенции о том, что их принудительно заставляют подписываться на некоторые издания.

Октябрь, 30

Все СМИ

В октябре в блог акима Костанайской области Н. Садуакасова продолжили поступать жалобы от жителей региона на принудительную подписку.  В основном это сотрудники бюджетных организаций - преподаватели дошкольных и средних учебных заведений. Они рассказали, что им спускается разнарядка, согласно которой учителя должны оформить подписку на газеты «Костанайские новости», «Костанай таны» и сельскохозяйственную газету «Костанай Агро»: «Нас заставляют, обращаем ваше внимание, ЗАСТАВЛЯЮТ, оформить подписку на 1 газету и плюс ещё собираем деньги на оставшуюся часть газет, чтобы выполнить «план» по подписке. В «плане» по подписке количество газет превышает в 1,5 раза коллектив детских садов».

Преподаватели обратились с акиму за помощью и отметили, что после его выступления об изживания практики принудительной подписки «давление по осуществлению подписки не снизилось».

5. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации

Октябрь, 02

ИА «КазТАГ» (г. Алматы)

2 октября редакция информационного агентства КазТАГ через пресс-службу акимата г. Алматы направила запрос в управление энергетики и коммунального хозяйства города по поводу перекопанных в связи с заменой теплоторасс улиц. 5 октября управление подготовило ответ и передало его в пресс-службу акимата. В этот же день в приемной пресс-секретаря акима Алматы Сергея Куянова корреспонденту КазТАГ сказали, что письмо управления находится на рассмотрении у пресс-секретаря и редакция получит его, как только С. Куянов утвердит. 8 октября в приемной пресс-секретаря сообщили, что ответ не утвержден и перенаправлен в управление для исправления. На 17 октября ответ на запрос редакция не получила. 

Октябрь, 04

Сауле Кусаинова, «Степной маяк» (г. Кокшетау)

Начальник Кокшетауского технического института (КТИ) МЧС РК Абай Султангалиев и директор департамента по кадровому обеспечению КТИ Ержигит Култаев отказались отвечать на вопросы журналиста газеты «Степной маяк» Сауле Кусаиновой по поводу нарушений, выявленных счетным комитетом РК в ходе проверки  деятельности института. Свой отказ они мотивировали тем, что акт проверки к Кусаиновой попал незаконно, поэтому разговаривать с журналистом по этому поводу они не будут.

Октябрь, 04

ТК «Хабар» (г. Павлодар)

4 октября корреспондент телеканала «Хабар» Салават Игликов обратился в управление предпринимательства и промышленности Павлодарской области с просьбой представить информацию для новостного сюжета об итогах Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России, прошедшего в Павлодаре 18-19 сентября. Несмотря на то, что данный сюжет был согласован с пресс-службой областного акимата, комментарий руководство управления не дало. Сначала сослались на необходимость согласований, затем у руководства просто не нашлось времени. В итоге запланированный сюжет в эфир не вышел. 

Октябрь, 06 

Милана Гузеева, «Время» (г. Семей, Восточно-Казахстанская область) 

Собственный корреспондент газеты «Время» по Восточно-Казахстанской области Милана Гузеева обратилась в пресс-службу акима г. Семея с просьбой организовать встречу с руководством города, чтобы задать вопросы о реконструкции улицы Гагарина. Дело в том,  что из-за расширения автодороги на одном из участков улицы были массово вырублены зеленые насаждения. 

М. Гузеевой поговорить с руководством Семея не удалось: в пресс-службе сообщили, что у акима Айбека Каримова для встречи нет свободного времени. Заместитель акима Дмитрий Гариков также отказался предоставить информацию по данному вопросу. 

Октябрь, 09

СМИ Костанайской области

В ночь на 7 октября в Костанае возле ночного клуба «Дионис» помощник прокурора г. Костаная Данияр Бейсенбеков открыл стрельбу из травматического пистолета и ранил двух человек. Журналистов костанайских СМИ, пришедших 9 октября на брифинг ДВД Костанайской области, пресс-секретарь начальника департамента Елена Кашарина сразу предупредила, что не будет комментировать инцидент со стрельбой. Накануне, 8 октября, корреспонденту «Нашей Газеты» Надежде Ковальской и спецкору газеты «Время» Стасу Киселеву сотрудники пресс-службы ДВД также отказались отвечать на вопросы по поводу происшествия. 

По словам журналистов, на брифингах, которые пресс-служба ДВД проводит еженедельно по вторникам, обычно пресс-секретарь отвечает на все вопросы, иногда очень лаконично - «в интересах следствия». Но столь категоричный отказ прозвучал впервые.

Октябрь, 10

Асель Жетписбаева, «Криминальные новости» (г. Караганда)

Жительница Карагандинской области пожаловалась в редакцию еженедельника «Криминальные новости» на вопиющий случай: она купила в магазине кефир и, отпив половину содержимого пакета, обнаружила в нем мышь. Чтобы разобраться в ситуации, корреспондент «Криминальных новостей» Асель Жетписбаева обратилась к пресс-секретарю областного департамента Госсанэпиднадзора Азамату Сулейменову. Тот категорично отказался отвечать на вопросы журналиста.

Октябрь, 11

Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)

11 октября корреспондент газеты «Городская неделя» Александр Баранов направил по электронной почте запрос в пресс-службу Министерства охраны окружающей среды с просьбой предоставить информацию о результатах проверки Казахстанского электролизного завода, которую проводил Иртышский департамент экологии. Кроме этого, журналист просил предоставить информацию о нарушениях природоохранного законодательства АО «Павлодарэнерго». Ответа на запрос журналист не получил.

Октябрь, 12

Роберт Келлер, «Наша ярмарка» (г. Караганда)

Корреспондент еженедельника «Наша ярмарка» Роберт Келлер обратился к руководителю пресс-службы ДВД Карагандинской области Жанатаю Сембекову с вопросами по поводу задержания по подозрению в применении пыток трех сотрудников УВД Темиртау. Г-н Сембеков по телефону ответил, что ему по этой теме запретили давать какую-либо информацию журналистам. 

Октябрь, 13

Ирина Московка, «Караван» (г. Караганда)

Карагандинка Лилия Богданова обратилась к собкору еженедельника «Караван» по Карагандинской области Ирине Московка за помощью: читательница долгое время  не может доказать чиновникам, что подавала документы на постановку в очередь  на получение жилья, но они «исчезли» в Центре обслуживания населения (ЦОН). По этому поводу журналист обратилась к начальнику операционного зала отдела №4 Республиканского госпредприятия ЦОН Карагандинской области Айгуль Джакеевой. На вопрос Ирины о пропавших документах Джакеева ответила: «Я вам ничего не скажу. До свидания!». 

Октябрь, 17

Аскар Газизов, Рустам Сарымов, видеопортал «Стан» (г. Павлодар)

Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)

17 октября пресс-служба финансовой полиции Павлодарской области сообщила об аресте 15 октября на отделении пограничного контроля (ОПК) «Урлютобе» сержанта части № 2033 погранслужбы КНБ за получение взятки, а также о нападении на членов следственной группы ДБЭКП военнослужащих этой части. Для полного освещения происшествия съемочная группа видеопортала «Стан» - корреспондент Аскар Газизов и видеооператор Рустам Сырымов - прибыла в штаб части № 2033 в Павлодаре. Однако к съемочной группе никто из представителей командования не вышел, офицеры части общаться с журналистами отказались. В то же время корреспондент «Городской недели» Александр Баранов обратился по этому же поводу в пресс-службу КНБ в Астане. Ее руководитель Марина Дмитрюк также отказалась  отвечать на вопросы журналиста об инциденте на ОПК «Урлютобе».  

Октябрь, 18

Тимур Каримов, «Авитрек регион» (г. Караганда)

Корреспондент еженедельной газеты «Авитрек регион» Тимур Каримов обратился в пресс-службу ДВД Карагандинской области по поводу судебного процесса между ДВД и родителями погибшей Виктории Махмедовой. Дело в том, что сотрудники полиции, обнаружив тело Виктории, не установили ее родственников. В результате В. Махмедова была захоронена в общей могиле. Руководитель пресс-службы ДВД Жанатай Сембеков категорично отказался общаться с журналистом, ссылаясь на нехватку времени. 

Октябрь, 18

Ярослав Дробинин, «Диапазон» (г. Актобе)

Директор Центра адаптации несовершеннолетних в Актобе Марина Журсинбаева отказалась отвечать на вопросы корреспондента газеты «Диапазон» Ярослава Дробинина по поводу  нарушений, выявленных прокурорами во время проверки  деятельности центра.

Октябрь, 19

Ирина Адылканова, «Наша жизнь» (г. Павлодар)

Майя Шуакбаева, ТК «7 канал» (Павлодарская область)

19 октября корреспондент газеты «Наша жизнь» Ирина Адылканова и журналист телеканала «7 канал» Майя Шуакбаева неоднократно по телефону обращались к военному прокурору Павлодарской области Динбаяну Муханбеткалиеву по поводу расследования инцидента, произошедшего на ОПК «Урлютобе» 15 октября, когда во время ареста сержанта части 2033 погранслужбы КНБ на финполицейских напали военнослужащие этой части. 

Поговорить с военным прокурором журналистам не удалось — он внезапно ушел в отпуск. Его заместитель Рустам Баисов отвечать на вопросы по поводу арестов пограничников отказался, предложив обращаться за информацией в Восточное военно-следственное управление (ВВСУ) МВД РК. Старший следователь по особо важным делам ВВСУ МВД Виктор Корзун также отказался разговаривать с журналистами.

Октябрь, 22

www.guljan.org (г. Алматы)

Редакция сайта www.guljan.org не смогла получить более подробную информацию о массовой драке, произошедшей в  ночь с 21 на 22 октября на стадионе города Приозерска (Карагандинская область), одной из сторон в которой выступили местные военнослужащие. Все руководители отделов акимата Приозерска были на совещании. В 4-м отделе спецполиции города журналистам вообще  отказались давать какую-либо информацию, перенаправив в военную полицию. Там заявили, что подробности могут быть известны только в прокуратуре. Получить какие-либо разъяснения в прокуратуре города редакции также не удалось. На областном и республиканском уровне корреспонденты столкнулись с идентичной проблемой «незнания». В ДВД Карагандинской области журналистов направили в прокуратуру, а оттуда перенаправили в военную прокуратуру.

Октябрь, 26

Ярослав Дробинин, «Диапазон» (Хромтауский район Актюбинской области)

Во время газификации двух поселков в Хромтауском районе Актюбинской области в пос. Абай из-за несоблюдения сотрудником ТОО «XXI век» техники безопасности сгорел дом. Начальник ТОО Бакытжан Сарбаев пообещал восстановить жилище до 10 октября, однако этого сделано не было. По этому поводу корреспондент газеты «Диапазон» Ярослав Дробинин попытался связаться с Б. Сарбаевым. Журналисту это не удалось — в течение двух дней на телефонные звонки начальник ТОО так и не ответил. 

Октябрь, 26 

Ярослав Дробинин, «Диапазон» (г. Актобе)

Корреспондент газеты «Диапазон» Ярослав Дробинин обратился к начальнику ГУ «Отдел земельных отношений г. Актобе» Куанышу Жолдыбаеву по поводу сдачи в аренду под строительство коттеджа пожарного проезда в микрорайоне Акжар и проведения водопровода через  частную собственность. Водопровод был проведен без ведома хозяина участка, и в настоящее время решается вопрос о демонтаже трубы стоимостью 51,7 млн. тенге. Когда К. Жолдыбаев узнал, по какому поводу пришел журналист, он попросил Дробинина подождать в приемной, а как только освободился, сразу же ушел в акимат.  Через три дня в приемной ГУ корреспонденту «Диапазона» сообщили, что начальник отдела ушел в отпуск. Другие сотрудники акимата на вопросы журналиста ответить не смогли. 

Октябрь, 29

Анастасия Машнина, «Новый вестник» (г. Караганда)

Корреспондент еженедельника «Новый вестник»  Анастасия Машнина готовила материал об инциденте, связанном с отменой в Караганде ранее разрекламированного концерта звезд дискотек восьмидесятых-девяностых годов. С целью узнать, почему сорвался концерт, Анастасия Машнина позвонила организатору мероприятия Жану Самиеву. Тот решительно отказался  отвечать на вопросы журналиста, после чего отключил телефон. Журналист еще неоднократно звонила ему, но безрезультатно.  

6. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации

Октябрь, 11

Казис Тогузбаев, радио Азаттык (г. Алматы)

В октябре на некоторых сайтах появилась информация о бегстве из Казахстана председателя счетного комитета РК, экс-руководителя Администрации президента РК Аслана Мусина. Чтобы проверить информацию, репортер радио Азаттык Казис Тогузбаев позвонил в приемную счетного комитета, где ему сказали, что А. Мусин находится в отпуске по согласованию с администрацией президента. 

Проверить эту информацию К. Тогузбаеву не удалось: ни с кем из администрации президента, в том числе и с ее пресс-службой, журналист связаться не смог. По совету руководителя пресс-службы МИД репортер позвонил в пограничную службу КНБ, чтобы узнать, пересекал ли Мусин государственную границу. Оперативный дежурный на вопрос отвечать отказался, попросив официальный письменный запрос.

Октябрь, 15

Наталья Тишковец, «Мой город» (г. Усть-Каменогорск)

Корреспондент газеты «Мой город» Наталья Тишковец отправила письменный запрос на имя премьер-министра РК Серика Ахметова, в котором просила предоставить выработанные Нацбанком, Министерством труда и соцзащиты населения, пенсионными фондами республики предложения по реформированию пенсионной системы. Также журналиста интересовало, на какой стадии находится рассмотрение данных предложений. В ответ Наталья получила отписку, ни на один вопрос конкретного ответа не было.  

Октябрь, 15

СМИ г. Петропавловска 

Журналистов, приглашенных для освещения круглого стола с предпринимателями региона, который проводил сенатор Мейрам Амиров в здании Северо-Казахстанского филиала  НДП «Нур Отан», за полчаса до начала мероприятия попросили не приезжать. Сотрудники филиала партии пояснили, что так пожелал Амиров, который сказал: «поговорим без СМИ». На встречу пропустили только  телеоператора  телеканала «Казахстан-Петропавловск». 

Октябрь, 17

Елена Супрунова, «Мой город» (г. Усть-Каменогорск)

Корреспондент газеты «Мой город» Елена Супрунова направила запрос в ДВД Восточно-Казахстанской области с просьбой подтвердить или опровергнуть информацию о том, что один из участников ДТП, произошедшего в марте в Аягозе, был сотрудником Аягозского линейного ОВД на транспорте и в момент аварии был пьян. Письмо из пресс-службы ДВД пришло в предусмотренный законом «О СМИ» срок, однако ответов на «неудобные» вопросы не содержало.  25 октября аналогичный запрос был направлен в прокуратуру области. На конец месяца никакого ответа из прокуратуры журналист не получила.

Октябрь, 24

«Уральская неделя» (г. Уральск)

В начале октября редакция газеты «Уральская неделя» отправила больше двух десятков запросов в государственные органы Уральска и Западно-Казахстанской области (ЗКО) с предложением к чиновникам предоставить свои декларации о доходах. На 24 октября свои декларации прислали только  начальник отдела внутренней политики Уральска Валентина Юртаева, начальник отдела земельных отношений В. Кушнер и начальник отдела сельского хозяйства М. Доукариев. Акимат ЗКО на запрос редакции сообщил: «Сведения, имеющиеся в личных документах должностных лиц государственных органов о сдаче в налоговые органы декларации о доходах и об имуществе, каким-либо образом не затрагивают права и интересы других граждан». 

Октябрь, 30

СМИ Акмолинской области

Как сообщил собкор международного фонда «Адил соз» по Акмолинской области, в первой декаде октября перестала действовать справочная база судебных решений Акмолинского областного суда, размещенная на сайте Верховного суда. В пресс-службе облсуда на вопросы журналистов  ответили, что обслуживанием справочной базы занимается Верховный суд РК и они не знают, почему база стала недоступна для пользователей. Журналистам из неофициальных источников известно, что сами работники суда имеют доступ к базе данных, тогда как местные журналисты и простые граждане лишены этой возможности. Помимо всего прочего, на сайте Акмолинского областного суда почему-то отсутствует график назначенных дел за сентябрь. Все это создает трудности при написании материалов о судебных процессах.

7. Прекращение выпуска СМИ

Октябрь, 11

ТОО «Медиа-Мост» Газета «Капчагай» (Алматинская область)

11 октября Специализированный межрайонный экономический суд Алматинской области вынес решение о ликвидации газеты «Капчагай». Решение было вынесено в связи с проведением процедуры банкротства АО «Трансстроймост», обладающего 100-процентной долей участия в ТОО «Медиа-Мост» Газета «Капчагай». 

8. Приостановление выпуска СМИ

Октябрь, 03

«Первый канал СНГ»

Вещание ТРК «Первый канал СНГ» может быть прекращено в Казахстане  уже с января 2013 года. По словам коммерческого директора кабельного оператора DIGITAL TV Андрея Колотова, это связано с высокой стоимостью трансляций: поставщик российских каналов - ТОО «Казахстанский центр ТВ» безосновательно поднимает цены на размещение канала примерно на 30 процентов каждый год. 

9. Воспрепятствование свободному получению и распространению информации

Октябрь, 08

«Новое время», «Наша жизнь», «Городская неделя» (г. Павлодар)

Собкор фонда «Адил соз» из Павлодара сообщает: с приходом на должность акима Павлодарской области Ерлана Арына его пресс-служба продолжила практику «фильтрации» журналистов. Так, с начала года журналисты Ольга Воронько (газета «Наша жизнь», собкор газеты «Время») и Александр Баранов (газета «Городская неделя», собкор «Голоса Республики») не получают никаких приглашений на мероприятия с участием главы региона. 

Периодически в стоп-листы попадают и журналисты других изданий. К примеру, 8 октября корреспондент павлодарской газеты «Новое время» Анна Уралова, узнав через своих коллег о совещании с участием акимов области и города Павлодара по вопросам градостроительной политики, пришла на него, но была остановлена охраной горакимата. Полицейские отказывались пропустить журналиста, объясняя отсутствием фамилии Ураловой в списках приглашенных. При этом на совещание были приглашены все СМИ, участвующие в государственном информационном заказе. Анна Уралова позвонила в пресс-службу акима области за разъяснениями, но там сослались на то, что мероприятие организовано акиматом города. В свою очередь, в пресс-службе горакимата заявили противоположное. 

10.  Нарушение порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ)

Октябрь, 30

Алла Злобина, «Голос республики» (г. Уральск)

Газета «Голос республики» сообщила: за собкором издания по Западно-Казахстанской области Аллой Злобиной ведется наружное наблюдение после возвращения ее в Уральск из командировки в Актау. По мнению журналиста, слежка может быть связана с ее работой в Актау и Жанаозене. Выяснить причину Алле Злобиной не удалось: мобильный телефон следователя Тимура Избосинова, который вел следствие по ее публикации о найденных на православном кладбище «мусульманских» захоронениях,  не отвечает. 

То, что за корреспондентом  «Республики» ведется наружное наблюдение, подтвердил и журналист «Уральской недели» Лукпан Ахмедьяров. Когда он для интервью подъехал к дому, в котором Алла с дочерью снимают квартиру, возле  ее подъезда стояла машина с тонированными стеклами, на переднем сиденье — никого. Проходя мимо, Лукпан решил заглянуть внутрь, а там кто-то быстро лег на заднее сиденье. 

Октябрь, 31

Алла Злобина, «Голос республики» (г. Уральск)

Собкор газеты «Голос республики» по Западно-Казахстанской области Алла Злобина сообщила о том, что на даче отца во время уборки дома она нашла странное устройство — небольшой по диаметру мигающий шар с микросхемами внутри. Специалисты Уральска, к которым обратилась журналист, не отрицали, что это может быть передатчик. Дать письменное подтверждение этому спецы отказались, опасаясь «возможных проблем».

Выясняя, как могло устройство попасть в дом, родные журналиста вспомнили, что в августе к отцу Аллы несколько раз приходил человек в штатском, представлялся сотрудником полиции и просил разрешения войти в дом — зарядить «сотку». 

Журналист считает, что история с нахождением неизвестного предмета связана с ее работой в Актау и  Жанаозене. 

Алла Злобина обратилась с заявлением в прокуратуру Западно-Казахстанской области. По ее заявлению представитель ДВД области и сотрудник прокуратуры специальной аппаратурой проверили дачу. Проверка в доме ничего подозрительного не обнаружила. 

Однако при неофициальной проверке съемной квартиры, в которой Алла живет вместе с дочерью, спецаппаратура при наведении на нетбук и видеокамеру отреагировала. Журналисту сказали, что в камере что-то есть. По словам Злобиной, с видеокамерой она никогда не расстается, сдавала на ремонт только один раз — в Актау. Алла отмечает, что ремонт тогда сильно затянулся, хотя поломка была ничтожная — отошел контакт на входе шнура-зарядки.

11. Сообщение СМИ ложных сведений (ст. 347 КоАП РК)

Октябрь, 10

Джамиля Маричева, «Наша жизнь» (г. Павлодар)

11 октября заместитель прокурора Павлодарской области Куат Артыкбаев на брифинге по итогам работы надзорных органов за 9 месяцев в числе прочего сообщил о многочисленных нарушениях в части неуплаты причиненного государству ущерба юридическими лицами на сумму около 300 млн. тенге. Эти нарушения были выявлены в ходе проверки работы управления финансового контроля области. Однако, когда спустя несколько дней журналист газеты «Наша жизнь» Джамиля Маричева обратилась с запросом в областную прокуратуру с просьбой представить более детальную информацию о выявленных нарушениях с конкретным указанием юридических лиц и привлеченных к ответственности сотрудников управления финконтроля, ей сообщили, что никаких нарушений в деятельности вышестоящего госучреждения нет. Таким образом, осталось непонятным - либо зампрокурора сообщил не соответствующую действительности информацию, либо прокуратура скрыла результаты своей проверки от СМИ.

12. Необоснованные ограничения доступа к веб-сайтам

Октябрь, 10

www.ajur.kz (г. Усть-Каменогорск)

10 октября подвергся хакерской атаке сайт Агентства правовой информации и журналистских расследований «Витязь» www.ajur.kz. При попытке открыть сайт на черном экране появляется надпись: «Hacked by KWG / Kosova Warriors Group»

По информации редактора сайта Алексея Божкова, это уже второй взлом подряд. Первый был второго октября, но сайт был восстановлен через два часа. 

Алексей Божков высказал предположение, что причиной взлома  могут быть как опубликованные на сайте итоги журналистских расследований по громким делам, критические публикации, связанные с государственными структурами, так и юмористические  сказки про судей и полицейских.  

II. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СМИ И ГРАЖДАНАМ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ

1. Обвинение в клевете (ст. 129 УК РК) и оскорблении (ст. 130 УК РК)

Октябрь, 31

Оксана Матасова

31 октября состоялось заседание Акмолинского областного суда по апелляционной жалобе на оправдательный приговор  Кокшетауского городского суда в отношении журналиста газеты «Акмолинские вести» Оксаны Матасовой.

Апелляционная инстанция оставила приговор горсуда без изменений и тем самым признала Оксану Матасову невиновной в совершении преступлений,  предусмотренных ст. ст. 129 и  130 УК РК - «Клевета» и «Оскорбление».  

Напомним, поводом для уголовного преследования послужила статья  «Нет выше права — оставаться человеком» («Акмолинские вести», 23.06.2011 г.). Частный обвинитель - президент Общественного объединения «Центр развития современной журналистики», редактор газеты «Курс» Марина Рыбалко посчитала, что в одном из фрагментов публикации в отношении нее были распространены оскорбительные и клеветнические сведения. При этом в статье ни имя обвинителя, ни издание, в котором она работает, упомянуты не были. 

Рассмотрение данного уголовного дела суд начал повторно 23 мая по постановлению апелляционной судебной коллегии Акмолинской области. Ранее, 5 апреля Кокшетауский горсуд вынес постановление о прекращении уголовного преследования журналиста в связи с неявкой частного обвинителя на судебные заседания. 13 апреля М. Рыбалко  обратилась с апелляционной жалобой на постановление судьи. 20 августа Кокшетауский городской суд признал  Оксану Матасову невиновной  и отменил меру пресечения в виде подписки о невыезде. 

Октябрь, 24

Сергей Букатов, Мансур Расулов, сайт «Казахзерно» (г. Петропавловск)

В Петропавловском городском суде продолжается рассмотрение уголовного дела по обвинению редактора информационного агентства «Казах-Зерно» Сергея Букатова и собственника агентства Мансура Расулова в клевете (ст. 129 УК РК). Частный обвинитель - акционерное общество «Ак Бидай-Терминал». Поводом послужили 9 статей, опубликованных на сайте www.kazakh-zerno.kz  с 1 ноября 2011 г. по 9 апреля 2012 г. В них рассказывается о проблемах, с которыми сталкиваются зернотрейдеры при отправке зерна на экспорт морским путем через порт Актау. 

АО «Ак Бидай-Терминал», занимающееся перевалкой зерна в порту, считает, что во всех этих публикациях содержится недостоверная, заведомо ложная, порочащая деловую репутацию АО информация, которая «убеждает читателя сайта о незаконной деятельности Общества, практически прямо обвиняя его в коррупции путем навязывания неких серых схем».

В связи с тем, что Мансур Расулов находится в рабочей поездке за пределами Казахстана, судебные заседания неоднократно переносились. Следующее заседание назначено на 2 ноября. 

2.  Требование о приостановлении деятельности СМИ

Октябрь, 23

http://www.youtube.com/user/PycckuuYa/

Гражданин, назвавшийся Алексеем Анисимовым,  обратился в блог министра внутренних дел  Республики Казахстан Калмуханбета  Касымова с просьбой принять меры по устранению противоправной  информации с интернет-ресурса http://www.youtube.com/user/PycckuuYa/ и заблокировать его. Автор обращения считает, что на этом ресурсе некий гражданин, «не являющийся русским по национальности, от имени русского народа намеренно провоцирует и разжигает межнациональную рознь».

К. Касымов в своем ответе поблагодарил автора письма за проявленную бдительность и заверил, что по данному обращению проводится проверка. 

Октябрь, 17

http://spravkaru.net/

Гражданка, назвавшаяся Юлей, обратилась в блог Министра культуры и информации Дархана Мынбая с жалобой на электронный телефонный справочник spravkaru.net.  на котором каждый желающий может получить конфиденциальную информацию (ФИО, адрес проживания, домашний телефон) практически любого гражданина РК. Автор обращения просит министра разобраться в законности публичного размещения конфиденциальной информации о гражданах на сайте, принять соответствующие меры в отношении этого ресурса, а также закрыть доступ к телефонному справочнику на территории РК.

Министр предложил Юлии переадресовать обращение в  Министерство транспорта и коммуникаций.

3. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений

Октябрь, 02

Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (г. Уральск)

2 октября апелляционная коллегия Западно-Казахстанского областного суда оставила без изменений решение Уральского городского суда, вынесенное по иску начальника управления внутренней политики области Тлеккабыла Имашева к журналисту Лукпану Ахмедьярову и учредителю газеты «Уральская неделя» ТОО «Журналистская инициатива». Ответчики должны выплатить Имашеву пять миллионов тенге в качестве компенсации ущерба деловой репутации и принести ему публичные извинения.

Напомним, поводом для иска стала статья «Брат, сват и блат», опубликованная в газете 2.02.2012 г. В ней описывались родственные связи в областных органах власти. Истца возмутили слова: «Браки заключаются на небесах, но польза от них вполне земная. Это подтверждает и карьерный рост Тлеккабыла Имашева, в прошлом учителя физкультуры, а ныне начальника областного управления внутренней политики ЗКО. Помимо личных качеств, в активе главного идеолога области еще и родство с Имангали Тасмагамбетовым, бывшим премьер-министром страны». 

Тлеккабыл Имашев родственных связей не отрицал, но счел, что их оглашение умаляет его личные заслуги. Чиновника также унизило использование его изображения в иллюстрации к материалу: «Воспроизведение моего изображения в колоде игральных карт оскорбляет меня не только как государственного служащего, но и как гражданина Республики Казахстан, поскольку тем самым вы имели целью опорочить мою репутацию честного государственного служащего и порядочного гражданина». 

Октябрь, 04

Светлана Орлова, «Квартал Петропавловск» (г. Петропавловск)

4 октября суд № 2 г. Петропавловска отказал в удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации и взыскании 150 тысяч тенге в счет возмещения морального вреда пенсионерки Валентины Сотниковой к газете «Квартал Петропавловск». Поводом для иска послужила статья «О краденой броши и плевках» («Квартал Петропавловск», 17.06.2010 г.), в которой шла речь о нестандартных заявлениях в полицию, на которые трудно реагировать.  В качестве примера пресс-секретарь ДВД предоставил несколько заявлений. Жалоба В. Сотниковой на ее соседа была процитирована в издании без изменений.

Октябрь, 08

Галина Бондаренко, «Квартал Петропавловск» (г. Петропавловск)

Члены садоводческого товарищества «Березка» (г. Петропавловск)

5 июля в газете «Квартал Петропавловск» была опубликована статья Галины Бондаренко «Дачные войны» - о конфликте нескольких членов садоводческого товарищества (с/т) «Березка», пенсионеров В. Восторова, А. Ивановой, В. Иванова, В. Худолея, А. Уткиной, Г. Порохниной, Н. Ярцева и В. Баймашевой и председателя товарищества Людмилы Мартыновой. 

После выхода публикации Людмила Мартынова обратилась в суд № 2 г. Петропавловска с иском о возмещении морального вреда в размере 1 млн. тенге к восьми членам товарищества, чьи слова были приведены в публикации. В ходе судебных заседаний истец уточнила исковые требования, попросив взыскать по 100 тыс. тенге с каждого из ответчиков. 

8 октября судья Алия Айсина в удовлетворении иска Мартыновой к гражданам отказала. 

Однако, как следует из решения, «журналист Бондаренко Г.А., к которой обратились ответчики и которая впоследствии подготовила статью, так и главный редактор газеты, прежде чем готовить и публиковать статью, должны были в полном объеме проверить предоставленные им сведения на предмет достоверности и не распространять в газете информацию в отношении истца, не соответствующую действительности. (…) Таким образом, гражданско-правовую ответственность за распространение сведений в отношении истца в газете «Квартал Петропавловск» могут нести в соответствии с действующим законодательством только собственник газеты ТОО «Масс-Медиа 2006», главный редактор и автор статьи». 

На суде журналист пояснила, что при написании материала опиралась на решение суда, вступившее в законную силу, на заявления граждан в различные инстанции, включая прокуратуру и полицию.

До оглашения решения у истца Л. Мартыновой к корреспонденту издания претензий не было. Но после разъяснения судьи председатель с/т «Березка» заявила Галине Бондаренко о намерении обратиться с иском теперь уже к газете и к журналисту. 

Октябрь, 08

Римма Нуржаупова, жительница Павлодарской области

8 октября Павлодарский городской суд удовлетворил иск о защите чести, достоинства и деловой репутации акима города Аксу Павлодарской области Болата Бакауова к жительнице области Римме Нуржауповой в полном объеме. Ответчик должна опубликовать опровержение порочащих сведений и выплатить чиновнику 100 тысяч тенге в счет возмещения морального вреда. За время процесса сумма иска дважды корректировалась, сократившись с 20 миллионов тенге сначала до 300, а потом до 100 тысяч тенге.  

Поводом для иска послужило видео, размещенное в YouTube 26.06.2012 г., в котором звучат обвинения в адрес бывшего акима Качирского района Б. Бакауова в рейдерстве на Качирском хлебоприемной предприятии (ХПП). Римма Нуржаупова иск не признавала, заявив, что не является автором видеоролика, выложенного на интернет-ресурсе. 

Октябрь, 09

ТОО «Фирма Саттилик» (г. Талдыкорган)

Как сообщалось ранее, начальник Департамента агентства РК по регулированию естественных монополий по Алматинской области Турсынбай Галинов обратился в Талдыкорганский городской суд  с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к собственнику газеты «Вечерний Талдыкорган» ТОО «Фирма Саттилик». Поводом послужила статья «Турсынбай Галинов поднял цены на электричество - и теперь подорожают все продукты питания и услуги и все  остальное» («Вечерний Талдыкорган», 13.04.2012 г.). По словам истца, распространенные в публикации сведения не соответствуют действительности, «являются попыткой на дискредитацию государственного органа» и его как руководителя перед жителями Алматинской области. В качестве компенсации морального вреда за принесенные нравственные страдания Галинов требовал 1 млн. тенге. 

В сентябре в ходе судебного заседания Галинов дополнил исковые требования: привлек в качестве ответчиков еще главного редактора газеты Елену Бурлуцкую и ОЮЛ «Объединенные ассоциации предпринимателей»  и увеличил сумму морального вреда до 20 млн. тенге. Кроме этого, начальник Департамента просит суд обязать ответчиков опубликовать опровержение порочащих сведений и принести ему публичные извинения. 

Е. Бурлуцкая, представляющая интересы ТОО, иск не признала, так как во-первых, в газете «опубликованы сведения о должностном лице», честь и достоинство физического лица в публикации не затрагивается; во-вторых, ТОО не является надлежащим ответчиком, поскольку газета лишь опубликовала сообщения, предоставленные членами ОЮЛ. 

10 сентября суд частично удовлетворил требования Т. Галинова, обязав «Объединенные ассоциации предпринимателей» опровергнуть порочащие сведения и принести истцу публичные извинения. В счет возмещения морального время ОЮЛ должны выплатить начальнику Департамента 50 тыс. тенге. 

В исковых требованиях к главному редактору «Вечернего Талдыкоргана» и собственнику издания Галинову отказано.

9 октября Алматинский областной суд назначил судебное разбирательство по жалобе Турсынбая Галинова на решение Талдыкорганского городского суда. 

Октябрь, 25

Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (г. Уральск)

В суде № 2 г. Уральска продолжается слушание по иску сотрудника Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Западно-Казахстанской области (ЗКО) Армана Кожахметова. Ответчики по иску — газета «Уральская неделя» и журналист издания Лукпан Ахмедьяров. Поводом послужила публикация «История повторяется дважды» («Уральская неделя», 27.07.2012 г.), в которой сообщалось о том, что выживший свидетель убийства известного спортсмена Оралбека Кужагельдина, произошедшего 13 лет назад, Махамбет Конеев опознал трех участников того преступления среди нынешних госслужащих области. В частности, свидетель назвал имена Армана Кожахметова, Абзала Бралиева — заместителя акима Теректинского района ЗКО, а также Бауржана Имашева.  А. Кожахметов потребовал официальных извинений и возмещения морального вреда в размере 3 млн. тенге.  Махамбет Конеев, по заявлению истца, был привлечен судом в качестве соответчика по иску.

На заседании 24 октября ответчики заявили очередное ходатайство об отводе судьи Бакытгуль Баймагамбетовой. По их мнению, ведение процесса судьей Б. Баймагамбетовой не соответствует принципам справедливости и законности, Баймагамбетова проявляет явную заинтересованность в исходе дела на стороне истца и, по сути, заняла позицию адвоката на стороне истца, указывая на обстоятельства, о которых истец и не заявлял вовсе. Она уточняла за истца исковые требования. 

Юрист издания Павел Кочетков также обращает внимание на тот факт, что судья Баймагамбетова уже трижды рассматривала иски к газете, в том числе и иск начальника управления внутренней политики Тлека Имашева, когда обязала газету и журналиста выплатить истцу 5 миллионов тенге. «Во всех случаях она выносила неправомерные и не основанные на законе решения», - считает П. Кочетков.

Всего за все время слушаний по иску Кожахметова ответчиками заявлялось 9 мотивированных отводов судье. 25 октября десятое ходатайство было удовлетворено судьей Уральского городского суда №2 А.Айтуаровой на том основании, что Баймагамбетова не обеспечивает справедливое судопроизводство.  

Октябрь, 30

ТОО «Alem BG»; Сауле Исабаева, «Сentral Asia Monitor» (г. Алматы)

В Ауэзовском районном суде г. Алматы продолжается рассмотрение гражданского дела по иску о защите репутации Валерия Каро-Мадэ к собственнику газеты «Сentral Asia Monitor», журналисту издания Сауле  Исабаевой, а также к Сарыму Букейханову  и Зауытбеку Куралбаевую, которые давали интервью газете. Поводом для иска послужила статья «Долгое эхо Желтоксана» («Сentral Asia Monitor», 06.01.2012 г.) о 25-летней тяжбе бывшего преподавателя архитектурно-строительного института В. Каро-Мадэ с бывшим ректором этого же учебного заведения. 

Каро-Мадэ В.А. требует публикации опровержения пяти спорных фрагментов статьи «Долгое эхо Желтоксана», опубликованной в газете «Сentral Asia Monitor» 6 января 2012 года (http://camonitor.com/archives/2127) и взыскания морального вреда в размере 5 млн. тенге со всех ответчиков в солидарном порядке.

В статье рассказывалось о 25-летней тяжбе бывшего преподавателя кафедры строительной механики ААСИ Валерия Каро-Мадэ с бывшим ректором этого же института института Павлом Атрушкевичем за то, что тот якобы несправедливо уволил его, сделав изгоем и попутно лишив всех вузовских привилегий – стажа, пенсии и возможности получения трехкомнатной квартиры.

В настоящее время процесс приостановлен до получения результатов психолого-филологической экспертизы спорного текста. Проведение экспертизы поручено Центру судебных экспертиз г. Алматы. 

Октябрь, 31

Виктор Мирошниченко, «Время» (г. Петропавловск)

31 октября городской суд № 2 г. Петропавловска отказал в удовлетворении исковых требований жителя Петропавловска Серика Мендыбаева к редакции газеты «Время» и собкору издания Виктору Мирошниченко. Поводом для судебного разбирательства послужили статьи «Форменное свинство» («Время», 07.08.2012 г.) и «Не судим, ибо судим» («Время», 09.08.2012 г.). С. Мендыбаев требовал признать не соответствующими действительности и порочащими фрагменты публикаций, в которых он упоминается в связи с кражей имущества из квартиры его друга М. Бейсенбаева и что он ушел от наказания, потому что является штатным осведомителем в полиции.  В качестве возмещения морального вреда С. Мендыбаев просил взыскать с газеты 100 тыс. тенге и с журналиста 80 тыс. тенге. 

Октябрь, 09

ИА «КазТАГ» (г. Алматы)

4 октября в новостной ленте информационного агентства (ИА) «КазТАГ» вышла информация «В легковых автомобилях казахстанской сборки нет ни одной детали отечественного производства». В материале использовалась информация, предоставленная продавцами-консультантами автосалонов компаний, занимающихся сборкой автомобилей корейского и чешского производства. 

Автосборочный завод АО «Азия Авто» посчитал высказывания о том, что в автомобиле марки Skoda нет деталей отечественного производства и что таким образом «автомобили  Skoda казахстанской сборки обходят таможенные сборы, налоги, и даже не облагаются НДС» противоречащими действительности и носящими клеветнический характер. 

9 октября в адрес информационного агентства поступила досудебная претензия  АО «Азия Авто» с требованиями опровержения порочащих сведений и компенсации ущерба деловой репутации предприятия. 

Редакция требования АО выполнить отказалась в связи с тем, что в статье речь продавца-консультанта была воспроизведена дословно, что, в соответствии с п. 3 ст. 26 Закона РК «О СМИ», освобождает СМИ от ответственности за распространение не соответствующий действительности сведений. Кроме того, в претензии не были приведены письменные доказательства нанесенного ущерба деловой репутации завода.

 Вместе с тем ИА сообщило о готовности рассмотреть возможность размещения ответа «Азия Авто» в ленте агентства.  

Помощь в досудебном урегулировании конфликта оказана юристом фонда «Адил соз» Ганной Красильниковой. 

Октябрь, 18

«Ак Жайык» (г. Атырау)

27 сентября в газете «Ак Жайык» была опубликована статья «Как становятся «торпедами», в которой рассказывалось о деятельности группы религиозных радикалов в Атырау, признанной судом террористической. После выхода материала в редакцию поступило письмо Абилгазы Нагиева, защитника одного из осужденных в августе этого года по статье 233 («Терроризм»), с просьбой дать пояснение, «что Арман Батырхайров не являлся создателем и руководителем террористической организации, а также не координировал террористическую группу Ли».

18 октября редакция опубликовала письмо А. Нагиева со своими пояснениями. 

Октябрь, 20

Виктор Мирошниченко, «Квартал Петропавловск» (г. Петропавловск)

Муж судьи Алии Айсиной в частной беседе с собственником издания «Квартал Петропавловск» Талгатом Айдархановым предложил опубликовать опровержение на информацию Виктора Мирошниченко «Тонкий намек на толстые обстоятельства» и извиниться со страниц издания перед судьей Айсиной.  В статье рассказывалось о том, что на судебном процессе по иску председателя дачного товарищества к дачникам-пенсионерам, оглашая решение по иску, Алия Айсина фактически обвинила газету в распространении непроверенных сведений. «Квартал Петропавловск» предложенный текст печатать отказался, опубликовав следующее: «В статье «Тонкий намек на толстые обстоятельства», опубликованной в прошлом номере нашей газеты, отражено личное мнение автора В.И.Мирошниченко». 

После выхода такого уточнения газете было отказано в аренде  помещений, которые издание снимало в здании типографии АО «Полиграфия», где муж А. Айсиной когда-то был директором. 

Октябрь, 25

Тохнияз Кучуков, «Время» (г. Алматы)

Генеральный директор ЗАО «Группа компаний «Титан» В. Бойко потребовал опровержения «ложных сведений, опубликованных в общественно-политической газете Казахстана «Время». Поводом послужила статья «Восставший из ада» («Время», 18.10.2012 г.), в которой руководитель ТОО «Баско» Михаил Гаркушин рассказал, как его бывший товарищ и партнер по бизнесу президент ЗАО «Группа компаний «Титан» Александр Сутягинский пытался устранить Гаркушина. 

В случае, если «Время» не опубликует опровержение, В. Бойко заявил о намерении обратиться в суд, чтобы взыскать с газеты убытки, которые ЗАО может понести из-за опубликованной статьи.

4. Требования и иски о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации мнений, убеждений и оценочных суждений

Октябрь, 08

«Наша Газета» (г. Костанай)

Александр Плеханов, житель г. Костанай

8 октября, до начала заседания в Костанайском городском суде, госучреждение «Департамент Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий по Костанайской области» отозвал иск к бывшему начальнику  производственно-технического отдела «Костанайская теплоэнергетическая компания» Александру Плеханову и к изданию «Наша Газета». Истец пояснил, что такое решение приняло руководство департамента, несмотря на то, что они по-прежнему не согласны с содержанием статьи Плеханова «Пока тариф — священная корова» («Наша Газета», 15.03.2012 г.), в которой автор изложил свое мнение о работе Агентства. Сумма иска составляла 2 млн. тенге.

Октябрь, 04

Евгений Рахимжанов, «Свобода слова» (г. Алматы)

Житель Алматы пенсионер Мухит Дербисалин в начале октября направил досудебную претензию главному редактору газеты «Свобода слова» Евгению Рахимжанову. Поводом  послужили две редакторские статьи -   «О союзах и языках» («Свобода слова», 01.12.2011 г.) и  «Кто готовил "казахскую зиму"?» («Свобода слова», 22.12.2011 г.). Претензии М. Дербисалина касаются двух выражений в этих статьях: «Лично я считаю, что русский язык должен стать вторым государственным в Казахстане» и «Это Серикжан Мамбеталин, сумевший оттянуть в свою партию наиболее реакционных нацпатов». Пенсионер  требует от Евгения Рахимжанова опровержения и извинения через газету. В случае отказа или оставления претензии без ответа он намерен подать в суд.

Главный редактор газеты «Свобода Слова» Евгений Рахимжанов  подтвердил, что получил досудебное уведомление Мухита Дербисалина, но не смог понять требований пенсионера. В итоге 4 октября «Свобода слова» опубликовала претензию алматинца полностью, сохранив стилистику и орфографию. Редакция предварила ее вводным словом о том, что не может понять суть претензий пенсионера. 

5.  Обвинения в нарушении Закона РК «Об авторском и смежных правах»

Октябрь, 05

ТОО «Собкор» («Отырар-ТВ») (г. Шымкент)

В июле Республиканское общественное объединение (РОО) «Союз авторов песен» обратилось в Специализированный межрайонный экономический суд Южно-Казахстанской области с иском о взыскании ущерба в размере 50 МРП (6 975 600 тенге) к телекомпании «Отырар-ТВ» (ТОО «Собкор»). В вину телекомпании ставится трансляция в программе «Поздравления» музыкальных видеоклипов, исключительным правообладателем которых является «Союз авторов песен». 

Телекомпания с иском не согласилась, заявив, что имеет лицензионные договоры, зарегистрированные в Комитете по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК, и регулярно выплачивает вознаграждения за использование авторских и смежных прав за все обнародованные музыкальные произведения, использованные в эфире ТК «Отырар TV», в Казахстанское общество по управлению правами исполнителей (КОУПИ) и в Казахстанское авторское общество (КазАО).

Эти доводы суд счел несостоятельными и 5 октября частично удовлетворил требования РОО, обязав телеканал выплатить истцу 348 тыс. 780 тенге в счет возмещения ущерба.

1 августа с аналогичным иском к телекомпании обратилось РОО «Исполнители казахских песен». Сумма иска также составляет 6 975 600 тенге. По этому иску 5 октября суд вынес решение взыскать с ТК «Отырар» 1 743 900 тенге.

Телекомпания намерена обжаловать оба решения в суде следующей инстанции. 

6. Обвинения в нарушении журналистской этики

Октябрь, 18

ХИТ ТВ

Гражданин, назвавшийся Сакеном, обратился в блог  Министра культуры и информации РК  Дархана Мынбая. Он считает, что СМС-сообщения, которые идут бегущей строкой  на казахстанском национальном  музыкальном телеканале «Хит ТВ», содержат объявления об интим-услугах. А поскольку бегущая строка идет на протяжении всего времени вещания, это   отрицательно влияет на детскую психику и вредит имиджу страны. 

В своем ответе Д. Мынбай выразил  благодарность Сакену  за активную гражданскую позицию и сообщил, что телеканалу «Хит ТВ» предложено обязать   модераторов   смс-чата «тщательней просматривать сообщения в целях недопущения выхода в эфир сообщений, не соответствующих основным нормам морали».

7. Обвинение в нарушении закона РК «О телерадиовещании»

Октябрь, 18

ТК «НТК» (г. Алматы)

Гражданин, назвавшийся Асланом, обратился в блог  Министра культуры и информации РК  Дархана Мынбая.  Он считает, что рекламный ролик передачи «Мистические истории» на телеканале «НТК» отрицательно действует на детскую психику, дети пугаются, не могут уснуть. Он интересуется, возможно ли регулировать время показа этой рекламы. 

В своем ответе Д. Мынбай поясняет: «Согласно статье 29 Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» в период с 06.00 до 22.00 часов по местному времени не допускается распространение телепрограмм, которые могут нанести вред физическому и психическому развитию детей. Данное ограничение не распространяется на рекламу» .

Он также поясняет, что по данному запросу «проведен дополнительный мониторинг рекламы в эфире телеканала «НТК» на предмет содержания признаков нарушения действующего законодательства Республики Казахстан. Результаты мониторинга показали, что в действительности реклама передачи «Мистические истории» может нанести вред психическому развитию детей. В этой связи в адрес канала будет направлено письмо с рекомендациями о пересмотре времени выхода в эфир данной рекламы».

III. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Общественно-политические события, 
определяющие развитие ситуации со свободой слова

Октябрь, 23

23 ноября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на брифинге  в Вене сообщил, что Казахстан достиг наибольших успехов на постсоветском пространстве в вопросах демократии: «Я считаю, что Казахстан имеет сегодня все виды на демократию, иначе мы бы не возглавляли такую организацию, как ОБСЕ и не могли бы провести саммит. Мы благодарны за оценку наших усилий». 

Назарбаев также отметил, что в Казахстане сегодня абсолютно свободные выборы, свободные СМИ, нет цензуры, как это было в Советском Союзе, нет тех, кто преследуется по политическим признакам. Кроме того, никто не ущемляется по вероисповеданию, соблюдаются равные права для всех.

Октябрь, 03

Казнет

Министр культуры и информации РК Дархан Мынбай, выступая на научно-практическом семинаре «Социальная безопасность и СМИ» сообщил, что, по последним данным, число постоянных пользователей Интернета в Казахстане сегодня составляет более 8,9 млн. человек. 

Министр подчеркнул, что современные СМИ, включая Интернет-ресурсы,  обладают огромными возможностями для воздействия на общественное мнение: «Большинство наших сограждан склонно верить информации, которую они получают  из средств массовой информации. Причем, чем страшнее и неожиданнее пишут, тем больше верят - это особенность человеческой природы». По мнению главы министерства, современные масс-медиа  вполне способны спровоцировать панику среди населения, распространяя информацию либо слухи о коллапсе экономики, повальном дефиците продуктов, дефолте банков.

Октябрь, 03

Вице-министр культуры и информации  Арман Кырыкбаев в ходе научно-практического семинара «Социальная безопасность и СМИ» высказал свое мнение о свободе слова в Казахстане: «...У нас - свобода слова, вопрос не в том, можно освещать или нельзя. А в том, как это делать, как правильно расставить акценты. Освещение событий - это улица с двусторонним движением. Истина где-то посередине. Природа не терпит вакуума. Если нет информации, то будут сплетни, слухи, домыслы». 

Октябрь, 13

Депутат Мажилиса парламента Дарига Назарбаева, выступая на пресс-конференции по итогам десятого Евразийского медиа-форума в Астане, заявила: «Я считаю, что со свободой СМИ  у нас в стране все в порядке. Потому что есть интернет, и любой правитель или правительство, даже если оно и захотело бы закрыть рот журналистам, то современные коммуникационные возможности уже это не позволят. Сейчас перед журналистикой стоят совершенно другие проблемы. Сейчас больше надо думать о содержательной части, о контенте». 

Дарига Назарбаева также прокомментировала состояние законодательства, регулирующего деятельность казахстанских СМИ: «...все более или менее отрегулировано, хотя на сегодня у журналистского сообщества есть свое видение и понимание того, как их деятельность должна регулироваться.

(…) Закон, который регулирует эту сферу, пересматривался и обновлялся на протяжении 20 лет нашей Независимости, как минимум, три или четыре раза. Но, я считаю, что всякий закон  не догма, закон должен идти в ногу со своим временем и постоянно обновляться. Страна всячески благоприятствует тому, чтобы были и государственные, и негосударственные СМИ».

Октябрь, 19

Заместитель председателя агентства РК по делам религий Галым Шойкин на конференции «Предупреждение преступлений и профилактика правонарушений: современное состояние и перспективы совершенствования» в Астане сообщил: за 9 месяцев 2012 года Агентством проанализировано содержание более 1,8 тыс. сайтов на предмет пропаганды экстремизма и терроризма. По 34 из них материалы направлены в генеральную прокуратуру. 

По его словам, в текущем году утвержден и уже реализуется специальный медиаплан по пропаганде традиционного для казахстанского населения ислама и раскрытию пагубного влияния идей салафизма.

Октябрь, 29

29 октября участники совместного заседания правления Союза журналистов РК и Клуба главных редакторов приняли Кодекс этики журналиста. Кодекс был разработан по предложению главы государства, озвученному в статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». Согласно преамбуле кодекса, он является «инструментом самодисциплины и морально-этическим ориентиром, способствует достижению доверия и уважения к журналистам и средствам массовой информации». Документ содержит 8 глав, регулирующих этические нормы и принципы работы журналиста.

Участники заседания подчеркнули, что никто не вправе принуждать журналиста к соблюдению принятого кодекса.

По словам  президента ОО «Клуб главных редакторов» Кенжеболата Жолдыбая, во время встречи членов Клуба с официальным представителем ОБСЕ по свободе СМИ Дуньей Миятович она позитивно оценила идею о разработке Кодекса этики, отметив актуальность данного вопроса.

Октябрь, 02

Все СМИ

Министр культуры и информации РК Дархан Мынбай в своем блоге сообщил информацию о количестве СМИ в республике. По его данным, по состоянию на 25 сентября в Казахстане действуют 2773 СМИ. Из них 439 государственных и 2334 негосударственных. Подавляющее большинство составляют газеты (1667) и журналы (855), 238 – электронные СМИ (51 - телекомпании, 48 - радиокомпании, 133 оператора кабельного телевидения, 6 операторов спутникового вещания и 13 информационных агентств. 

По языковому соотношению на сегодняшний день 549 СМИ выходят только на казахском, 936 только на русском, 939 на казахском и русском, 349 на казахском, русском и других языках. 

Октябрь, 08

СМИ Павлодара

Джамиля Маричева, «Наша жизнь» (г. Павлодар)

В акимате Павлодарской области журналистам запрещают проходить в двери, предназначенные для акима области. 8 октября журналист газеты «Наша жизнь» Джамиля Маричева зашла в здание областного акимата. В единственном подъезде здания имеются три двери – центральная и две боковые. Поскольку посетители всегда входили через центральные двери, Маричева также вошла через них, но полицейские поста охраны задержали ее и потребовали выйти наружу и войти снова в здание через боковые двери. Свои действия полицейские объяснили тем, что центральные двери отныне предназначены только для акима области Ерлана Арына и его заместителей. Журналисту пришлось подчиниться — выйти, чтобы войти снова через боковые двери, расположенные всего лишь в паре метров от центральных.

Октябрь, 11

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в приветственном обращении к участникам Х Евразийского медиафорума сказал: «Наступление новой эры всемирной доступности и прозрачности информации повышает требование к СМИ и их моральную ответственность перед обществом».

«За 10 лет медиафорум стал уникальной диалоговой площадкой глобального уровня для обмена мнениями по самым актуальным вопросам современности. Это значимое событие не только для Казахстана, но и представителей всего международного медийного сообщества», - говорится в приветствии главы государства, зачитанном премьер-министром РК Сериком Ахметовым. 

«Мы будем рады, если ваши плодотворные дискуссии и советы помогут и внесут вклад в развитие международного медийного пространства и информационного сообщества нашего Казахстана», - добавил к обращению глава правительства.

 На форум приглашены более 450 делегатов из 40 стран мира: ведущие эксперты, журналисты, политики. Ключевыми темами стали последствия «арабской весны», антиядерные инициативы Казахстана в контексте развития ситуации вокруг ядерной программы Ирана, различия в работе масс-медиа Востока и Запада, а также существуют ли независимые СМИ и как они выживают в рыночных условия.

Октябрь, 30

Перечень телеканалов, обязательных к распространению в кабельных сетях Казахстана, будет сформирован в ноябре. Об этом сообщил вице-министр культуры и информации РК Арман Кырыкбаев в ходе круглого стола по обсуждению вопросов реализации закона «О телерадиовещании». По словам вице-министра, критериями отбора при определении победителей являются наличие социально-значимых, культурных, научно-образовательных, познавательных, просветительских, молодежных, детских телерадиопрограмм, освещение государственной политики в сфере социально-экономического развития. Кроме того, будет учитываться объем вещания на государственном языке. 

Согласно ст. 12 закона РК «О телерадиовещании», вступившем в силу 2.03.2012 г., перечень обязательных телеканалов формируется на конкурсной основе в порядке, определенном правительством РК. Перечень формируется раз в 3 года.

Октябрь, 08

«Рудный Алтай» (г. Усть-Каменогорск)

8 октября редакция государственной газеты «Рудный Алтай» направила письменный запрос на имя начальника управления образования Восточно-Казахстанской области Мадениет Ахметовой, предложив на страницах издания запустить совместный проект. Никакого ответа на предложение редакция не получила.

Октябрь, 15

Диана Сапаркызы, ТК «Первый Карагандинский» (г. Караганда)

Корреспондент телекомпании «Первый Карагандинский» Диана Сапаркызы готовила передачу на казахском языке, посвященную социально-экономическому развитию региона.   Журналист пригласила на передачу  начальника ГУ «Управление энергетики и коммунального хозяйства Карагандинской области» Бекена Уахитова для того, чтобы провести с ним интервью.  Однако Бекен Уахитов категорично отказался от съемок, объясняя это чрезмерной занятостью и  незнанием  казахского языка. По словам Дианы Сапаркызы, причина незнания языка, на которую зачастую ссылаются чиновники, приводит к срыву съемок и передач. 

2.  Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 

определяющие правовое положение средств массовой информации 

Октябрь, 03

3 октября опубликовано Постановление правительства  РК «Об утверждении стандартов государственных услуг «Постановка на учет, переучет отечественных теле-, радиоканалов» и «Постановка на учет, переучет иностранных теле-, радиоканалов, распространяемых на территории Республики Казахстан» от 12.09.2012 г. 

Согласно стандартам, Комитет информации и архивов Министерства культуры и информации выдает свидетельства о постановке на учет, переучет иностранных СМИ либо мотивированный ответ об отказе в выдаче свидетельства в письменном виде.

Постановка на учет иностранных теле-, радиоканалов религиозного направления осуществляется после религиоведческой экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Выдача свидетельства о постановке на учет осуществляется в течение 15 календарных дней со дня сдачи необходимых документов — заявления согласно форме; копии паспорта или другой документ, удостоверяющий личность иностранного физического лица собственника теле-, радиоканала, копию документа, подтверждающего право на занятие предпринимательской деятельностью с нотариально засвидетельствованным переводом на казахском и русском языках (для физических лиц); легализованной выписки из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что учредитель – иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства (для юридических лиц); документа, подтверждающего уплату в бюджет регистрационного сбора за постановку на учет иностранного теле-, радиоканала (этот пункт вводится в действие с 01.01.2013 г.).

Срок выдачи свидетельства о постановке на учет приостанавливается при проведении религиоведческой экспертизы по материалам, представленным получателем госуслуги и возобновляется при получении экспертного заключения. Экспертиза проводится в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления документов в Агентство РК по делам религий. При необходимости изучения экспертами дополнительных материалов, срок экспертизы может быть продлен на 30 календарных дней.

Для переучета свидетельства (в связи с изменением названия, основной тематической направленности теле-, радиоканала) в Комитет необходимо предоставить те же документы, что и для получения свидетельства (кроме документа об оплате регистрационного сбора) и оригинал ранее выданного свидетельства о постановке на учет теле-, радиоканала. 

  В случае, если Комитет в установленные стандартом сроки не выдал получателю государственных услуг свидетельство, либо не предоставил письменный мотивированный отказ, то с даты истечения сроков выдачи свидетельство считается выданным. Уполномоченный орган не позднее пяти рабочих дней с момента истечения срока выдачи свидетельства, обязан выдать получателю государственных услуг соответствующее свидетельство. В противном случае, свидетельство считается полученным, а документом, подтверждающим его законность, является копия документа с отметкой Комитета о дате приема документов.

Постановление вводится в действие через 10 дней после опубликования за исключением тех пунктов, которые касаются уплаты в бюджет регистрационного сбора за постановку на учет иностранного теле-, радиоканала (они вводятся в действие с 01.01.2013 г.). 

Октябрь, 25

Иностранные СМИ

2 марта в Казахстане был введен в действие Закон РК «О телерадиовещании», согласно которому иностранные теле-, радиоканалы, вещающие на территории республики, в срок до 01 марта 2013 года должны пройти обязательную регистрацию/перерегистрацию в Комитете культуры и информации. 

Стандарты, регулирующие процедуру получения свидетельств о регистрации или перерегистрации, опубликованные в официальной прессе 3.10.2012 г., введены в действие с 14 октября. Это существенно сократило время, отведенное для регистрации иностранных СМИ.

В связи с этим, председатель Комитета информации и архивов министерства культуры и информации (МКИ) Болат Кальянбеков на круглом столе «Актуальные вопросы реализации закона РК «О телерадиовещании» сообщил, что сроки регистрации иностранных телеканалов на территории РК могут быть продлены: «Насчет продления (сроков окончания регистрации иностранных телеканалов - КазТАГ), давайте подумаем. В принципе, мы понимаем, что у нас затянулось, больше половины (времени с даты опубликования закона «О телерадиовещании» - КазТАГ) принималось постановление правительства, все это требует процедур, согласований».

На круглом столе представители СМИ отметили, что иностранные телерадиоканалы не имеют в Казахстане ни РНН, ни других документов для оплаты соответствующей госпошлины. На это эксперт Комитета Дамира Таласбаева пояснила, что иностранные СМИ могут подать документы на регистрацию и оплатить госпошлину через казахстанских представителей по доверенности. Эксперт также сообщила, что в законе прописана возможность регистрации иностранного СМИ напрямую без представителей, отметив, что пока такой практики еще не было. 

По ее словам, в настоящее время представители иностранных телеканалов уже обращаются по вопросам регистрации в Казахстане.

Д. Таласбаева напомнила, что свидетельство о регистрации иностранного СМИ является бессрочным, подлежит переоформлению в случае смены названия канала, смены собственника и в других подобных случаях.

По данным эксперта Комитета, на 25 октября ни одно иностранное СМИ на учет не поставлено. 

Октябрь, 14

Все электронные СМИ

С 14 октября введены в действие Правила использования сетей телерадиовещания для оповещения населения об угрозе жизни, здоровью людей и порядке действий в сложившейся обстановке при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в интересах обороны, национальной безопасности и охраны правопорядка, утвержденные правительством 23.08.12 г. (№ 1077).

Согласно документу, полномочиями для использования сетей телерадиовещания для оповещения населения обладают: МЧС, Комитет нацбезопасности, МВД и Минобороны Казахстана.

Операторы телерадиовещания и теле-, радиокомпании после получения от оперативных дежурных этих госорганов извещения должны незамедлительно прервать трансляции теле-,  радиопрограмм и обеспечить передачу соответствующей информации населению.

В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, трансляции теле-, радиопрограмм прерываются непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных Министерства по чрезвычайным ситуациям, оборудованных ведомственными техническими средствами прерывания трансляций. В этом случае сотрудник министерства должен не позднее 10 минут с момента прерывания трансляции устно уведомить об этом соответствующего оператора телерадиовещания и теле-, радиокомпании, а также уведомить письменно в течение пяти рабочих дней.

3. Действия в защиту гражданских и профессиональных прав СМИ и журналистов

Октябрь, 09

Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (г. Уральск)

Международная правозащитная организация Reporters Without Borders (Репортеры без границ) осудила постановление апелляционной коллегии Западно-Казахстанского областного суда, оставившей в силе решение городского суда Уральска в отношении газеты «Уральская неделя» и журналиста Лукпана Ахмедьярова. Согласно решению, ответчики по иску должны выплатить 5 млн. тенге начальнику ГУ «Управление внутренней политики Западно-Казахстанской области» Тлеккабылу Имашеву в счет возмещения ущерба деловой репутации.

Организация по борьбе за свободу прессы призывает Верховный суд Казахстана отменить данное решение, «особенно учитывая, что это может привести к притеснению независимых и оппозиционных СМИ, которые все больше подвергаются нападкам».

Октябрь, 08

«Уральская неделя» (г. Уральск)

Директор Западно-Казахстанского филиала правозащитной организации «Казахстанское бюро по правам человека и соблюдению законности» Павел Кочетков, представляющий интересы газеты «Уральская неделя» и журналиста Лукпана Ахмедьярова на процессе по иску сотрудника Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Западно-Казахстанской области Армана Кожахметова. обратился к председателю Верховного суда РК  Бекназарову Б.А.

По словам Павла Кочеткова, в ходе процесса им неоднократно заявлялись мотивированные письменные отводы председательствующему на заседаниях судье Б. Баймагамбетовой. Три поданных заявления судья рассмотрела сама и вынесла определения об отказе в принятии заявления об отводе судьи.  Одно из заявлений Б. Баймагамбетова просто не стала принимать. По окончании рабочего дня судья продолжила судебное рассмотрение дела, несмотря на возражения правозащитника, и незаконно лишила его и Л. Ахмедьярвоа свободы в течении часа. 

Павел Кочетков считает такие действия судьи открытым судебным произволом и  просит принять меры по восстановлению законности и отстранению судьи Б. Баймагамбетовой от ведения дела.

Октябрь, 15

Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (г. Уральск)

Корреспондент газеты «Уральская неделя» Лукпан Ахмедьяров получил престижную международную премию Питера Маклера. На церемонии награждения, которая прошла в Национальном пресс-центре в Вашингтоне, присутствовали журналисты из разных стран и ведущих медиа планеты, а также представители общественных организаций. 

Премия Питера Маклера вручается журналистами из разных стран за честность и смелость, проявленную при публикации  материалов.

 В церемонии награждения также участвовал заместитель Секретаря Государственного департамента США  по региону Южной и Центральной Азии Роберт Блэйк. Он поддержал деятельность казахстанского журналиста и выразил надежду на то, что Казахстан все-таки будет уважать признанные международным сообществом  стандарты обеспечения прав человека. 

Октябрь, 10

ТК «Алматы» (г. Алматы)

10 октября группа депутатов Мажилиса парламента направила обращение Генеральному прокурору, главам министерства культуры и информации, труда и социальной защиты населения, председателю Агентства республики по делам госслужбы, а также акиму Алматы по поводу массового увольнения сотрудников телеканала «Алматы».  Поводом для обращения стало открытое письмо журналистов республики на имя депутатов по поводу массового увольнения сотрудников телеканала «Алматы».

Напомним, в конце сентября около 60 сотрудников телеканала написали заявления об увольнении с 1 октября. Основная причина массового увольнения — вмешательство пресс-службы акимата Алматы в творческий процесс и редакционную политику канала. Кроме того, по словам одного из уволившихся журналистов, с приходом нового редактора Байзака Асылбекова их материалы не выходят в эфир: «Он диктует — то нельзя, это нельзя». 

Пресс-секретарь акима г. Алматы Сергей Куянов, комментируя возникшую ситуацию, заявил, что скандал на телеканале срежиссирован бывшими заместителями генерального директора ТК «Алматы» Кайратом Балтабаем и Сериком Сарыбаевым, которых он в середине сентября попросил написать заявления об увольнении как не справившихся со своими задачами. По поводу вмешательства в работу телеканала, С. Куянов сказал, что так акимат является 100-процентным акционером телеканала, госзаказ на 100% акиматовский, поэтому определять информационную политику «Алматы» - его прямая служебная обязанность.

В письме депутатов приводятся нормы действующего законодательства, согласно которым пресс-служба акима не имеет право формировать редакционную политику телеканала и вмешиваться в кадровую политику СМИ: «Изложенные в заявлении аргументы, а также опубликованные в СМИ материалы по данному трудовому конфликту, позволяют усматривать в действиях руководителя пресс-службы акимата Алматы С. Куянова грубое нарушение ряда требований действующего законодательства и превышение должностных полномочий».

«Просим вас проверить факты, изложенные в заявлении, наличие в действиях пресс-секретаря акимата С.Куянова нарушений норм вышеуказанных законов, в том числе Трудового кодекса, а также принять меры для восстановления нарушенных прав работников телекомпании «Алматы» и наказании лиц, по чьей вине произошел трудовой конфликт и нарушены права граждан», - говорится в документе.

Октябрь, 25

Сайт «Казах-Зерно» (г. Петропавловск)

25 октября коллектив информационного агентства (ИА) «Казах-Зерно» обратился к министру сельского хозяйства РК. Поводом послужил проходящий в Петропавловске (Северный Казахстан) уголовный процесс по обвинению редактора ИА Сергея  Букатова и собственника агентства Мансура Расулова в клевете и взыскании с информационного агентства и собственника издания 100 млн. тенге в счет возмещения морального вреда частного обвинителя - акционерного общества «Ак Бидай-Терминал». По словам редакции, заявленной суммой компания дала понять, что «главная цель этого иска – просто уничтожить независимое агентство». Коллектив «Казах-Зерна» просит министра защитить независимое агентство, «оказавшееся под прессом весьма влиятельных, не исключаем, что и правительственных лиц».

4. Требования и иски СМИ и журналистов о защите своих гражданских и профессиональных прав  

Октябрь, 23

«Голос республики», «Взгляд» (г. Алматы)

Представитель редакций газет «Голос республики» и «Взгляд»  юрист Сергей Уткин подал от имени изданий апелляционную жалобу в Мангистауский областной суд, в которой потребовал исключить из приговора по «делу Козлова» слова «ложных сведений об экстремистском характере деятельности» этих изданий. 

В описательной части приговора сказано: «Анализ представленных на исследование объектов  показал, что концептуальное содержание материалов в телеканале  «К+», интернет-порталов «Стан-ТВ», «Республика», газетах «Республика», «Голос Республики», «Взгляд» направлено на возбуждение социальной розни и инициатором этого является Аблязов М.

Анализ содержания передач телеканала «К+», публикаций в газетах «Взгляд», «Голос республики», интернет-порталов «Республика», «Стан-ТВ» и других материалов показал наличие в них пропаганды насильственного захвата власти и подрыва безопасности государства.

Политологический анализ указанных объектов показал, что в содержании вышеуказанных материалов имеются признаки политического экстремизма, направленные на подрыв и разрушение социально-политических  основ конституционного строя Республики Казахстан и в этой связи являются причиной возникновения массовых беспорядков 16 декабря 2011 года в г. Жанаозен...».

Между тем, журналисты вышеназванных изданий не подозревали, что их публикации были отправлены на экспертизу. По мнению юриста, поскольку у газет «Голос республики» и «Взгляд» не было возможности принять участие в экспертизах, все высказывания о них как о «радикализованных и экстремистских СМИ», должны быть исключены из приговора, так как они могут быть узаконены другим судом как уже доказанные в судебном процессе по «делу Козлова».

4.1. Требования о признании действий или бездействий должностных лиц незаконными 

Октябрь, 15

Стас Киселев, «Время» (г. Костанай)

15 октября апелляционная инстанция Костанайского областного суда оставила без изменения решение Костанайского городского суда, признавшего действия начальника начальника РГУ «УК 161/1» Кайрата Омарова по воспрепятствованию законной профессиональной деятельности собкора газеты «Время» Стаса Киселева незаконными. В счет возмещения морального вреда с К. Омаров выплатит журналисту 5 тенге.  

Напомним, поводом для обращения в суд к начальнику РГУ и начальнику Департамента Уголовно-исполнительной системы (УИС) по Костанайской области Азамату Базылбекову стал отказ К. Омарова в допуске журналиста на открытый судебный процесс, слушания которого проводились в  административном корпусе следственного изолятора (СИЗО) РГУ.  Свой отказ начальник СИЗО мотивировал отсутствием свободных мест в зале. 

20 августа судья Алмаз Ергалиев удовлетворил исковые требования частично — только в отношении Кайрата Омарова.  

4.2. Требования о защите деловой репутации

Октябрь, 13

«Время» (г. Алматы)

12 октября газета «Время» направила досудебную претензию в адрес  пресс-секретаря акима Алматы Сергея Куянова, в которой потребовала его официальных извинений перед редакция издания. Поводом послужило интервью пресс-секретаря телеканалу «Алматы» 10 октября, в котором он сказал, что издание «переврало факты касательно селекторного совещания с премьером» и назвал позицию газеты «Время» позицией «политической проститутки». 

Так как требование издания выполнено не было, газета «Время» обратилась в суд с иском о защите деловой репутации к пресс-секретарю акима г. Алматы Сергею Куянову.

4.3. Требования о привлечении к ответственности за непредоставление информации

Октябрь, 08

Нуржан Баймулдин, «Экспресс К» (г. Кокшетау)

Собственный корреспондент республиканской газеты «Экпресс К» Нуржан Баймулдин обратился к прокурору Северо-Казахстанской области (СКО) в заявлением о привлечении к ответственности руководителя представительства Тюменского государственного университета в городе Петропавловск господина А. Мерк. Поводом для обращения в прокуратуру послужило непредоставление информации на запросы журналиста, направленные в адрес представительства вуза по электронной почте 25 июня и 20 июля. Нуржан Баймулдин, проводя журналистское расследование, просил дать информацию, учился ли будущий герой его публикации в вузе или нет.  Так как ответы получены не были. 8 октября журналисту удалось дозвониться до руководителя представительства А. Мерка. В телефонном разговоре Мерк пообещал ответить на запрос. Однако никакого ответа так и не предоставил. 

25 октября прокуратура СКО сообщила, что обращение собкора направлено в ГУВД Петропавловска для проверки. 

4.4. Требования о привлечении к ответственности за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

Октябрь, 22

Татьяна Калюжная, ТК «Алау» (г. Костанай)

Следователи Северного отдела полиции г. Костаная подготовили материалы для возбуждения административного производства по ст. 352 КоАП РК (Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста) по заявлению корреспондента службы новостей телекомпани «Алау» Татьяны Калюжной. Поводом для обращения в полицию стал инцидент, произошедший 9 октября во время съемки сюжета о ремонте дорог в одном из микрорайонов Костаная. Неизвестный мужчина, назвавшийся «главным», запретил съемочной группе проводить видеозапись. Татьяна Калюжная пыталась объяснить, что хочет снять сюжет о ходе реализации «Дорожной карты бизнеса», но мужчина ничего не хотел слышать. Тогда журналист достала фотоаппарат и стала фотографировать процесс работы, чтобы впоследствии выложить снимки на сайт ТРК «Алау». «Главный» повел себя еще более агрессивно, отобрав у Татьяны камеру и удалив снимки с флеш-карты.  Позже выяснилось, что «главным» оказался заместитель директора частной компании «Ван» Ашот Аборамын. 

Как сообщила 22 октября корреспонденту фонда «Адил соз» пресс-секретарь начальника ДВД Костанайской области Елена Кашарина, материалы дела переданы в прокуратуру г. Костаная, которая примет решение о передаче дела в суд. По словам пресс-секретаря, нарушителя прав работника СМИ привлекают к административной ответственности в Костанае впервые.  

Мониторинг подготовлен по сообщениям 

СМИ и корреспондентов Фонда «Адил соз».

Координатор мониторинговой службы фонда «Адил соз»

Елена Цой

e-mail: lena@adilsoz.kz
Руководитель юридической службы фонда «Адил соз»

Ганна Красильникова

e-mail:  ganna@adilsoz.kz
По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 

info@adilsoz.kz
1

